Содержание:
Грунт – это неотъемлемый элемент в живописи. Его используют для обработки материала, на котором будет рисоваться картина.
Это вещество закрывает поры холста, придаёт поверхностям однородную плотность, защищает картину от внешнего воздействия, повышает её цветовые и фактурные свойства.
Нередко для приготовления грунта используют перчаточный клей, который повышает его прочность.
Из чего делали перчаточный клей раньше
В средневековье клей, из которого делали грунты для создания картин, варили из кожи животного происхождения.
Такие клеевые грунты состояли из трёх слоёв.
В их состав входил мел, гипс и красящие элементы, которые смешивали с одним из связующих веществ.
В качестве связующего элемента выступал животный клей, среди которых и перчаточный. Как видно из названия — клей был тесно связан с производством перчаток. Обрезки нежнейшей кожи не выбрасывали, а шли на варение клея.
Именно перчаточный клей наносится первым слоем на поверхность холста или любого другого материала для живописи. Особой популярностью он пользовался у мастеров южных и северных школ в XVI-XVII веках.
Зачастую его варили из ослиных, лошадиных шкур и шкур рогатого скота. Перед варкой кожу предварительно резали на мелкие кусочки.
Перчаточный клей вошёл даже в словарь по живописи, написанный Пернети ещё в XVIII веке, как один из сортов надёжного клея. Сегодня он, как и пергаментный клей, является одним из лучших сортов клея животного происхождения. Он прозрачный, имеет светлую окраску. Грунты с таким клеем обладают самой высокой прочностью и стойкостью.
Тонкости нанесения клеевого грунта на холст
Рецепт перчаточного клея такой же, как и у пергаментного клея:
Обрезки бараньей или козьей шкуры тщательно промыть несколько раз под проточной водой. В процессе мойки избавляться от любых загрязнений;
- Размачивать обрезки на протяжении суток;
- После того, как они разбухнут, сварить в чистой воде, без вредных минеральных смесей;
- Чтобы клей укипел, процесс варки должен длиться около 4-5 часов – не больше, не меньше. За это время в ёмкости останется треть от первоначального объёма воды;
- Клеевой раствор отфильтровать;
- Дать ему застыть до железообразного состояния.
Перед началом нанесения грунта, полотно нужно закрепить на подрамнике.
Многие художники сначала немного смачивают поверхность, чтобы волокна расширились и уменьшили риск протекания клея:
После того, как полотно просушилось, нанесите первый слой перчаточным клеем. Он должен создать защитную плёнку и не пропитаться на изнаночную сторону. Не давите на материал и не делайте несколько движений кистью на одном месте. Наносите клей быстро;
- Дайте слою высохнуть. Сушка длится около 12 часов;
- Пемзой или наждачной бумагой отшлифуйте полотно (при необходимости);
- Нанесите ещё несколько тонких слоёв клея с просушиванием и шлифовкой;
- Первый слой нанесите клеевым грунтом по той же технологии, что и при проклейке;
- Просушите слой на протяжении 12 часов, уберите шероховатость наждачкой;
- Второй слой грунта нанесите с добавлением отбеленного, льняного масла.
- Покрытый клеевым и эмульсионным грунтом холст должен сохнуть не меньше одного месяца;
- Любые излишки клея убираются шпателем.
При таком способе проклейки, когда первый слой грунта клеевой, а второй – эмульсионный, обеспечивается отличное сцепление всех слоёв, начиная от холста, и заканчивая масляным рисунком.