Перчаточный клей в живописи



Грунт – это неотъемлемый элемент в живописи. Его используют для обработки материала, на котором будет рисоваться картина.

Это вещество закрывает поры холста, придаёт поверхностям однородную плотность, защищает картину от внешнего воздействия, повышает её цветовые и фактурные свойства.

Нередко для приготовления грунта используют перчаточный клей, который повышает его прочность.

Грунтовка холста сваренным клеем

Из чего делали перчаточный клей раньше


В средневековье клей, из которого делали грунты для создания картин, варили из кожи животного происхождения.

Такие клеевые грунты состояли из трёх слоёв.

В их состав входил мел, гипс и красящие элементы, которые смешивали с одним из связующих веществ.

В качестве связующего элемента выступал животный клей, среди которых и перчаточный. Как видно из названия — клей был тесно связан с производством перчаток. Обрезки нежнейшей кожи не выбрасывали, а шли на варение клея.

Перчаточный клей для холстов

Из чего варят перчаточный клей
Обработка загрунтованного холста

Именно перчаточный клей наносится первым слоем на поверхность холста или любого другого материала для живописи. Особой популярностью он пользовался у мастеров южных и северных школ в XVI-XVII веках.

Зачастую его варили из ослиных, лошадиных шкур и шкур рогатого скота. Перед варкой кожу предварительно резали на мелкие кусочки.

Знаменитый итальянский художник Ченнино Ченнини готовил клей из пергамента бараньей или козьей шкуры.

Перчаточный клей вошёл даже в словарь по живописи, написанный Пернети ещё в XVIII веке, как один из сортов надёжного клея. Сегодня он, как и пергаментный клей, является одним из лучших сортов клея животного происхождения. Он прозрачный, имеет светлую окраску. Грунты с таким клеем обладают самой высокой прочностью и стойкостью.

Тонкости нанесения клеевого грунта на холст


Рецепт перчаточного клея такой же, как и у пергаментного клея: 

  • Обрезки бараньей или козьей шкуры тщательно промыть несколько раз под проточной водой. В процессе мойки избавляться от любых загрязнений;
  • Размачивать обрезки на протяжении суток;
  • После того, как они разбухнут, сварить в чистой воде, без вредных минеральных смесей;
  • Чтобы клей укипел, процесс варки должен длиться около 4-5 часов – не больше, не меньше. За это время в ёмкости останется треть от первоначального объёма воды;
  • Клеевой раствор отфильтровать;
  • Дать ему застыть до железообразного состояния.

Как наносить клеевой грунт на холст

Как покрывать холст клеем и грунтом

Перед началом нанесения грунта, полотно нужно закрепить на подрамнике.

Многие художники сначала немного смачивают поверхность, чтобы волокна расширились и уменьшили риск протекания клея:  

  • После того, как полотно просушилось, нанесите первый слой перчаточным клеем. Он должен создать защитную плёнку и не пропитаться на изнаночную сторону. Не давите на материал и не делайте несколько движений кистью на одном месте. Наносите клей быстро;
  • Дайте слою высохнуть. Сушка длится около 12 часов;
  • Пемзой или наждачной бумагой отшлифуйте полотно (при необходимости);
  • Нанесите ещё несколько тонких слоёв клея с просушиванием и шлифовкой;
  • Первый слой нанесите клеевым грунтом по той же технологии, что и при проклейке;
  • Просушите слой на протяжении 12 часов, уберите шероховатость наждачкой;
  • Второй слой грунта нанесите с добавлением отбеленного, льняного масла.
  • Покрытый клеевым и эмульсионным грунтом холст должен сохнуть не меньше одного месяца;
  • Любые излишки клея убираются шпателем.

При таком способе проклейки, когда первый слой грунта клеевой, а второй – эмульсионный, обеспечивается отличное сцепление всех слоёв, начиная от холста, и заканчивая масляным рисунком.

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий